со страницы
Переселение в Казахстан
Заголовок статьи - Переселение в Казахстан/pereselenie-v-kazahstan-0b08e1a7-bca7f2bf-341ff596-fe90ac47/

Автор - zabariap

Обновлена 30 января 2025 г. 14:10 /Категория Забарины
Текст статьи:

История семьи Забариных на казахских просторах.

 

История записывалась со слов моего отца Забарина Петра Васильевича.

 

«Это осколок постсоветского народа, населяющий территорию РФ, это уже не нация и еще не нация» (из газеты Комсомолка, политолог Станислав Белковский).

При Советской власти каждый, кто проживал в России, хотел быть русским, а теперь каждый хочет стать евреем, американцем и даже немцем, которые до сих пор в народе именуются фашистами, как и остались они в памяти народной со времен ВОВ. Моя племянница русская живя в Казахстане, однажды сказала: «Если бы мне из Германии пришел вызов, я бы туда пешком пошла». Россияне потерялись, русская нация – деградировала, от такой перестройки, которая длится уже 12 лет, от которой получилось: блеск – 3% населения, а остальная часть за чертой бедности. Советские старики потеряли все и растеряли свою родословную, свои традиции, своих предков и потомков.

А жизнь продолжается. Все в мире имеет своё начало.

1889 год ознаменовался большим событием для граждан России - было обнародовано "Высочайшее уведомление" о том, что Казахские степи открыты для вольного поселения. За последнее столетие 19 века Россия насчитывала 40 голодных лет, бывшие крепостные люди стали свободными. Поэтому десятки тысяч, изголодавшихся на родине семей, снялись с родовых насиженных мест и тронулись в неведомый Казахстан, чтобы жить подальше от своих господ, быть независимыми, жить в труде, но в достатке.

Семья Забарина Данилы тронулась в путь летом 1895 года. Ему было 45 лет, имел два сына - Филиппа, 1870 года рождения и Илью, 1875 года рождения. Забарины - это "донцы", ехали целым хутором на вольные земли Казахстана из воронежской области.

Полуюфты - это "кубанцы" приехали со ставропольского края. Дед Фёдор Павлович Полуюфта - отец матери ПВ - родился в Киеве, а его жена Ольга  Ивановна - в Полтаве. Они тоже целым хутором выехали со Ставрополья на быках.

Первую остановку в 1894 г. сделали в степях  Актобе (белая гора), Турганской области. Там в степи с другими поселенцами остановились и обосновались в землянках. На этом поселение образовался посёлок Берёзовка, который существует и по сей день. Там в 1910 году родилась мать ПВ Анна. к тому времени в семье Полуюфты был  сын -Трофим (1898 г), затем родился Макарий  (1914 г.) и Алексей (1916 г.)

После выхода "Высочайшего уведомления" в 90-х годах 19 столетия "донцы" и "кубанцы" собирались большими группами поселенцев из разных станиц и хуторов и ехали обозами на быках и лошадях, преодолевая тысячи километров до "вольных" благословенных казахских земель. В длинной дороге пекли хлеб, доили коров, преодолевали реки и речки, женились, рожали детей, умирали, оставляя могильные холмики на обочинах дорог. Так искали и, в конце концов, находили своё постоянное пристанище. Но "донцы" и "кубанцы" были не просто переселенцы, это была самая организованная и дисциплинированная самостоятельная категория людей в России. По прибытии на поселение в укрепление Акт-Тюбе Совет атаманов просил уездного начальника нарезать земли для компактного проживания прибывших поселенцев. Получали клочок земли (десятину), строили наскоро землянки (погребцы) с высоким трубами, торчащими почти из земли, и жили, трудились, добывая свой кусок хлеба, занимались хлебопашеством, скотоводством и обучали этому своих детей, которых в семьях было по 10-12 человек. Вчерашние крепостные крестьяне становились на "вольных" землях вольными хлебопашцами. С 1868 г. началась торговля в Актобе товарами, завозимыми из Оренбурга. Обрабатывались земли, на которых выращивали злаковые культуры, овощи и бахчевые. Город быстро заселялся поселенцами из России. Произошло размеживание земель: русские и казахские. Экономика в Актобе велась велась с разрешения военного губернатора г. Штиллера, а затем военным губернатором стал Яков Фёдорович Барабаш. Появились городские депутаты от поселенцев: мещан, крестьян и торговцев.

Вместе с этим поселенцы испытывали бедствия и смятения. Самые страшные годы конца 19 столетия – 1887-1891 г. Сотни голов скота погибли от чумы, а от скарлатины вымерли целые семьи. От традиционной засухи в Казахстане, пошли неурожаи и следствие – голод.Самый голодный год 1991. Поселенцы были в большом смятении.

В 1892 году после голодных лет многие жители Актюбинска покинули город и поселились в Сыр-Дарьинскую область, Алеуатинский и Чимкентский уезды: «Поедем в Сындаынск, там хлеб родится без дождя, а зимы почти не бывает. Там обильно цветут сады, прямо рай земной.»,  и ехали, ехали, ехали. Жутко было смотреть на оставшийся огород. Словно после пожара или землятресения стояли брошенные полуразрушенные землянки-погребцы. Поля осиротели. Но жизнь продолжалась. Прибывали новые поселенцы, несли свою культуру и быт в дикие степи. Весной сеяли. Осенью убирали, делали заготовки на зиму. В Оренбург увозили животные продукты, а оттуда товар для местной торговли. Женщины позволяли себе в виде особой роскоши посиделки с чаем из самовара. На праздники устраивали пирушки, зимой в свободное от работы время. Население было поголовно неграмотным. Но не забывались традиции быта родных мест: песни, пляски, хороводы. Беззаботная весёлая молодежь, одетая в пёстрые, праздничные костюмы, не сидела дома и не пряталась по углам, а, собираясь на главной улице, водила хоровод на утешение своим родителям и старшим, распевая заветные песни, или играла в мяч, веселила всех присутствующих своим смехом. Под звуки гармошки парни пускались в пляс «гопака», «камаринского». Веселье продолжалось до поздней ночи. Но постепенно менялся облик города, менялся быт и культура поселенцев.

Изменилось и общество Актюбинского уезда. В России началась первая русская революция. В 1907 г. военный губернатор докладывал в департамент полиции о возрастающем движении масс. В городе Актюбинске в силу расположения железнодорожных мастерских и пребывания значительного количества административных ссыльных. В конце 1907 г. в Актюбинск из Оренбурга прибыл представитель группы РСДРП для поддержки комитета большевиков. После его отъезда в городе были распространены прокламации большевиков. В городе было организовано Управление и введен староста города. Первый староста города В.Мощенский за 10 лет до революции многое сделал для развития экономики Актюбинской области: всеобщее обучение, воинская повинность, подоходный налог на недвижимость, появился первый печатный орган – «Актюбинский вестник» ( он существовал до 2004). Организовал отдел попечительства и  и народной трезвости. Городской комитет большие средства вкладывал в помощь бедным семействам и в 1916 г. в помощь фронту. Открывались по всему Актюбинскому уезду образовательные школы, в которых обучались русские и казахские дети. Василий Иванович Мощенский – первый Актюбинский интеллигент, первый голова Актюбинска, который открыл гимназию 1 разряда, первый редактор русско-казахской печати и первый журналист на Актюбинской земле. 

С 1897 по 1899 г включительно, выбранные мещанским обществом депутатами были: Ф.Подковыров, П.Бондаренко, В.Куринов, И.Михин, А.Крутских, и Данила Забарин., который имел большое стадо крупного рогатого скота и вёл торговлю в Актюбинске и Оренбурге.

В Актюбинске прадед Данила Забарин построил большой деревянный дом и проживал в нём с женой и двумя сыновьями: Илья и Филипп.  С увеличением населения, в городе появились первые улицы на Барбеше (на вершине большого холма – Белая гора – Ак-Тюбе). Актюбинск стал уездным центром (1913 г) с самоуправлением и городской Думой. Развивалась промышленность: строительство железной дороги, мельниц, хранилищ для продуктов, холодильники для мяса и т.д. Шла бойкая торговля на базаре, часто меновым способом.

В 1928 году в Казахстане началась коллективизация, для семьи Забарина Филиппа Даниловича это было страшное известие: в один день семья могла потерять всё нажитое хозяйство, а оно было большое и дед Филипп – Кулак, мог быть раскулачен., а может и сослан на каторгу. Всё надо было сдать в колхоз: лошадей, быков, коров, овец и отдать несколько гектаров земли, которые находились в селе Берёзовка.

И опять, как 33 года назад, поселенцы собрались бежать от нищеты из России целыми хуторами, так и теперь –из Берёзовки от объявленной коллективизации. Они объединялись семьями в большие группы (Забарины, Полуюфты, Халякины, Давыдовы и др.)и ехали обозами с большими деньгами, угоняя скот, который не смогли продать в Актюбинске, на юг. Ехали по степи отбиваясь от басмачей, охраняя свои обозы от посягательств грабителей. В пути каждый занимался своим делом: были свои охранники с ружьями и разведчики, мастера по ремонту бричек с инструментами и «снабженцы» по добыче продуктов питания, а мясо было, для этого гнали овец и быков. От Актюбинска до Джамбула проехали свыше тысячи километров за 2 месяца, преодолевая большие трудности, но без потерь.

Добрались до озера Биликоль, Джамбульской области вся семья Филиппа Даниловича: жена Софья, Анастасия, Иван, Пётр, Иван 2, Василий и Константин. Семья Полуюфты Федора: сыновья – Трофим, Макар, Алексей и дочь Анна. Опять на новом месте строили землянки-погребцы (слава богу зимы в этот год почти не было), ходили на охоту за дичью (  её было в изобилии в зарослях камыша и в степи),ловили сетями рыбу в чистейшем озере, торговали менным способом – этим и жили до переезда в Джамбул. Рождались дети. Дед Филипп был хорошим торговцем, накопив денег переехал в Джамбул (Алеуата), купил большой земельный участок для всех сыновей и начали жить с нуля. До самой смерти дед Филипп трудился не покладая рук: посадил большой фруктовый сад, выращивал тополя на строительство дома, занимался торговлей, делал колёса для телег и многое другое.

С 1946 года дед Филипп был хорошим помощником в семье, хотя ему было уже 76 лет, он имел связи с аулами, где жили казахи, владел казахским языком, возил им вещи фрукты, делал для них колёса для телег, бричек и зарабатывал на этом деньги. Умел дед выращивать в саду фруктовые деревья и особенно получался виноград и белый, и черный, и винный, для себя и для продажи. Умер дед в 1953 году 83-х лет, пережив свою жену Софью на 4 года. Бабушка Софья, донская казачка, высокая, красивая, черноглазая, занималась домашним хозяйством, воспитывала детей, внуков и правнуков, которых было много. Умерла Софья 70 лет, похоронена с дедом на кладбище Джамбула.

внук Данилы Забарина - Василий Филиппович Забарин - родился на Казахской земле (Актюбинская обл, с. Берёзовка) в 1910. Учился в начальной школе уже при Советской власти уже вполне взрослым. С малых лет был заядлым охотником и рыбаком, с ружьём не расставался, хотя с 16 лет страдал заболеванием голени правой ноги от перелома или ушиба. Были осложнения,  воспаления кости, не обошлось без операции. Так и хромал он всю жизнь на правую ногу. Не участвовал, не  был призван в Армию, служил в трудовой Армии, трудился всю свою жизнь до пенсии шофером. Был хорошим добытчиком для семьи: зарплата ,добывал во время войны продукты, мясо. По 2-3 месяца находился в командировках  во время уборки урожая, перевозя сотни тонн сахарной свёклы, овощей, фруктов, появлялся дома, чтобы отдать зарплату. Вся тяжесть ведения домашнего хозяйства лежала на плечах жены Анны и двух детей. Хорошими помощниками ей были Мария и Пётр: копали огород, сад, ухаживали за домашней живностью (корова, свиньи, куры т.д.) и хорошо учились. Отец редко бывал дома, но был строгим отцом  и хорошо обеспечивал семью, даже во время тяжёлого военного времени семья не голодала. Мать Петра, добрейшая, умная женщина, трудяга успевала сделать все домашние дела: огромный участок сад-огород надо было обработать и получить 3 урожая в год, чтобы обеспечить питанием свою семью и излишки продать на базаре. Большими корзинами клубники Петя и Мария возили на велосипеде на рынок, а мама продавала, чтобы купить одежду  и обувь. Помогала анна и нуждающимся, особенно во время ВОВ. Однажды увидела у своего дома в арыке молодого казаха, который был истощен голодом и не мог уже двигаться. она затащила его во двор , напоила, накормила, он отоспался на матрасе под виноградником и через несколько дней выздоровел. Всю свою жизнь, потом, обретя свой дом, семью, он был благодарен этой доброй русской женщине, спасшей ему жизнь. Приходил на праздники и просто так, дарил ей подарки и благодарил. Делилась она всем и с соседями и родственниками. А когда пришло время выбирать, с кем доживать свою старость, дед Филипп и бабушка Софья выбрали только сноху Анну, которая и докармливала их до самой смерти начиная с 1946 года.

Успевала она вязать и красивые пуховые платки: сама чесала пух, сама пряла и сама вязала красивыми узорами на спицах.

Вся жизнь её с 1928 по 1975 год - это был сплошной труд без отдыха. И только после того, как она почувствовала себя плохо, поняла, что заболела, её начали лечить в больнице, но организм был настолько подорван непосильным трудом, что ничего не помогало: ни лекарства, ни ни путёвки на отдых в санаториях. Диагноз: общее заболевание организма, остеохондроз, опухоль желчного пузыря (операция не помогла), колит, цистит и др. Любящая заботливая мать , она до конца своих дней переживала за дочь Марию, за ее судьбу и за своего любимца Петю. Полез Петя по лестнице на чердак дома, а она: “Ты ж гляди не упади с лестницы.” А Петру в это время уже было 50 лет. Нянчила внуков Васю, Пашу, Олю, Гену и Андрея. Никогда ни с кем не вступала в конфликт. 

Умерла Анна Фёдоровна Забарина в 1986 на 76 году жизни, отец Петра Васильевича пережил свою жену на 12 лет. Последние 2 года в его доме жил внук Павел, который и похоронил его на кладбище Джамбула в 1998 году. Внук дом продал и переехал с семьёй в Россию.


Добавил: zabariap
Теги записи: Забарины,
Комментарии
Что комментируют?
Для неавторизованных пользователей доступно только чтение материалов.
Семейное древо